Яндекс.Метрика

Психолого-педагогическое сопровождение участников олимпиады, учителей и родителей

Подготовка и участие в предметной олимпиаде – это тяжелый, напряженный и ответственный процесс, требующий от учащегося и педагога максимального напряжения сил, мобилизация всех резервов знаний, мышления, памяти и нервов.

Возникает проблема: «Как организовать подготовку учащегося к олимпиаде так, чтобы максимально раскрыть его интеллектуально-творческий потенциал, не нанося при этом удар по его психологическому и физическому здоровью?»

Решение этой проблемы зависит от четкой, согласованной и слаженной работы учителя, учащегося, родителей и педагога-психолога.

До недавнего времени, традиционная система школьного обучения опиралась на стандартизированные методы, рассчитанные на «усредненного» ученика, которые не дают возможность уделить должного внимания его индивидуальности.

В процессе подготовки одаренного ребенка необходимо исходить прежде всего от его индивидуальности. Основой данного процесса должна стать выработка у учащегося индивидуального стиля деятельности, который позволяет с одной стороны рассматривать процесс подготовки к олимпиаде, как результат индивидуальной работы учащегося, а с другой – комплексно учитывает его индивидуально-психологические особенности.

Е.А.Климов рассматривал индивидуальный стиль деятельности (ИСД), как своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с требованиями деятельности. Формирование индивидуального стиля деятельности, по мнению Е.А.Климова, - это путь достижения оптимальной продуктивности деятельности.

Помочь учащемуся выработать свой индивидуальный стиль деятельности, наполнить деятельность личностным смыслом – задача, которую ставят перед собой педагоги-предметники и педагог-психолог нашей школы в процессе подготовки учащихся к олимпиадам.

Система психолого-педагогического сопровождения учащихся к предметным олимпиадам состоит из следующих этапов:

I. Выработка у учащихся позитивной мотивационной стратегии.

II. Формирование целей и осознание путей их реализации.

III. Выделение задач и средств.

IV. Поиск внутренних ресурсов и возможностей.

V. Научная организация труда учащегося.

Остановимся более конкретно на  каждом этапе сопровождения.

I этап. Выработка у учащихся позитивной

мотивационной стратегии.

Целью данного этапа является выделение и осознание уч-ся мотивов участия в олимпиаде и принятие их, как личностнозначимых. Мотив-предмет, побуждающий и направляющий деятельность учащегося.

 Для определения ведущих мотивов участия учащихся в олимпиаде, я применяю следующие психодиагностические методики:

- психологическое интервью;

- тест-опросник «Мотивация успеха и боязни неудач» (авт. А.А.Реан)

- опросник «Мотивы учебной деятельности»

- методика диагностики личности на мотивацию к успеху (авт. Т.Элерс).

 Как правило, у учащихся определяется комплекс мотивов различной направленности:

- самореализация («Узнать, на что я способен», «Определить уровень моих знаний»);

- социальные мотивы («Быть лучше остальных. Стать гордостью школы», «Чтобы мною гордились родители», «Сохранить особое отношение учителя. Ведь он вложил в меня столько сил».

- прогностические мотивы («Участие (диплом) в олимпиаде поможет при поступлении в ВУЗ»);

- мотив направленности на успех или избегание неудач.

 Работа по определению и принятию уч-ся мотивов дает направление и предметный ориентир в развитии деятельности по подготовке и участию в олимпиаде.

II этап. Формирование целей и осознание путей

их реализации.

 Цель – сознательный образ желаемого результата.

 Определение и осознание целей («Что я хочу получить в результате участия в олимпиаде?») происходит в ходе психологического тренинга (техника Псиъхосинтез). Упражнения «Времена года моей души», «Волшебная лавка», «Стрела» позволяют не только понять и принять свои цели как бы «изнутри», но и скорректировать мотивы боязни неудач, внести позитивную направленность и снять высокую тревожность учащихся.

 Конкретные цели в определенных направлениях учебного предмета определяет учитель-предметник и сам ученик.

 Идеально, когда цели ученика и учителя совпадают и становятся общими.

 Есть правило, которое нужно соблюдать при постановке цели: «Цель должна быть сформулирована в позитиве. Сознание не принимает предлога «не». Говори, что ты хочешь, а нетто, чего не хочешь». Можно привести такой пример: «Попробуйте представить себе человека, не падающего с 5 этажа. Это сложно. Гораздо проще представить человека, стоящего на 5 этаже». Так и цель. Скажешь: «Не хочу волноваться» – получишь противоположный результат. Скажешь: «Хочу быть спокойным» - получишь то, что приказал себе.

 В результате у учащихся должны выработаться следующие положения:

1. Что конкретно я хочу от участия в олимпиаде?

2. Насколько этот результат зависит от меня?

3. Какие конкретно люди и как могут помочь мне в этом?

4. Как я собираюсь достичь цели? Мой первый шаг?

5. Если добьюсь своей цели, как изменяется моя жизнь.

III этап. Выделение задач и средств.

 Выделение задач и средств в достижении целей происходит непосредственно на занятиях учащегося с педагогом-предметником.

 Психолог на этом этапе проводит индивидуальные консультации по запросам педагога и учащегося.

IV этап. Поиск внутренних ресурсов и возможностей.

 Цель – выделение и активизация внутренних ресурсов и возможностей личности учащегося.

 Реализация данной цели происходит в ходе участия учащегося в психологическом тренинге Личностного роста, через упражнения на самопознание и самоактуализацию своего «Я».

 Останавливаться подробно на методике и содержании данного этапа не имеет смысла, т.к. в арсенале школьных психологов имеются аналогичные программы тренингов.

 В условиях сложных эмоциональных реакций (а к ним относится олимпиада) у многих учащихся наблюдаются резкие сдвиги в функциях сердца, дыхания и желез внутренней секреции, частота пульса доходит до 130 ударов в минуту, повышается давление до 180 мм. Многие ребята отмечают, что находятся в состоянии страха и тревоги, в отдельных случаях нарушается сон. Некоторые, чтобы успокоиться, принимают искусственные стимуляторы и фармакологические средства, которые после некоторого кратковременного действия приводят к ослаблению функций коры мозга.

V этап. Научная организация труда учащегося.

 Цель – обучить уч-ся наиболее продуктивному способу  научной организации труда, снятие высокого уровня тревожности и профилактика «эмоционального выгорания» перед олимпиадой.

 Данный этап включает в себя:

 

1. Проведение тестирования «Как ты готовишься к занятиям», «Организованный ли Вы человек», «Совы и жаворонки». Данные тесты помогают определить сильные и слабые стороны индивидуального стиля деятельности уч-ся.

2. Лекции на темы: «Как работать с учебной и научной литературой», «Составление конспекта», «Организуй свое время», «День накануне олимпиады». Данная информация поможет распределить экономию время, средства и силы, избавиться от перегрузок.

3. Тренинговые занятия с целью снятия тревожности перед олимпиадой, нормализация эмоционального состояния уч-ся. Данные занятия включают в себя упражнения на самопрезентацию, повышение уверенности в себе; элементы самовнушения и релаксации.

Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения уч-ся при подготовке к олимпиаде – работа динамичная, комплексная и творческая.

Работа с талантливыми детьми заставляет  педагога-психолога быть в постоянном поиске новых приемов и методов. Но основной принцип в работе с «одаренными» должен, по-моему, стать принцип «Не навреди. Не убей то, что заложено природой. Дай прорасти и расцвести».

Задача взрослых, как педагогического коллектива, так и родителей, создать для ребенка условия, обеспечивающие его личностный рост, по мнению американского психолога Дж.Гауэна «Уютную, безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвратиться, если будет напуган своими открытиями».

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД

 

Современные требования к организации обучения школьников согласно Концепции модернизации российского образования нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых. Нынешнему поколению, растущему в условиях стремительных перемен, жить придётся в совершенно ином обществе, динамически изменяющемся, поэтому важнейшей становится проблема подготовки молодёжи самостоятельно действовать, принимать решения, не потеряв при этом своей личностной самобытности, нравственных начал, способности к самопознанию и самореализации.

Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников, занимает, наш взгляд, участие школьников в олимпиадах.

Предметные олимпиады являются соревнованием школьников по общеобразовательным предметам. Главная их задача, по нашему мнению, заключается в повышении интереса учащихся к изучению школьных дисциплин и выявлению талантливых учащихся.

Олимпиады позволяют школьникам, да и учителям тоже, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских работ, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремиться любой учитель. Олимпиады, на наш взгляд, привносят в изучение предмета творческое начало. Дети, увлеченные той или иной наукой, не должны откладывать творчество на завтра. Им нужно пробовать свои силы уже сегодня в достаточно серьезных испытаниях.

По большинству школьных предметов проводятся внутришкольные, городские, областные, окружные, российские и международные олимпиады. В них принимают участие учащиеся 9–11-х классов (наряду с этими традиционными олимпиадами также проводятся дистанционные эвристические олимпиады по всем предметам – от истории и биологии до информатики и математики. Также проводятся олимпиады среди учащихся классов развивающего обучения и другие состязания школьников).

Руководство подготовкой и проведением предметных олимпиад осуществляется администрацией образовательного учреждения в соответствии с локальным актом «Положение о проведении внутришкольной олимпиады» (приложение 1) и создает все необходимые условия для ее проведения: по представлению методических объединений утверждает жюри олимпиады, выделяет для проведения олимпиады необходимое количество кабинетов, освобождает учителей и школьников-участников олимпиады от занятий, поощряет победителей и учителей их подготовивших и т. д.

Время проведения внутришкольных олимпиад, как правило, жестко привязано ко времени проведения городских (районных) олимпиад. Внутришкольные олимпиады должны предшествовать олимпиадам городским (районным), поэтому они проводятся чаще всего в первой половине второй учебной четверти. Далее остановимся на опыте подготовки школьников к олимпиадам по биологии.

Проведению олимпиад должна предшествовать длительная подготовка обучающихся к ним. Как показывает наш опыт, процесс подготовки к олимпиадам должен начинаться с начала учебного года. Для подготовки учитель отбирает в каждом классе группу учащихся из 3–5 человек, интересующихся предметом и достигающих наилучших результатов в обучении.

Многолетний опыт участия наших учеников в олимпиадах разного уровня и ранга показывает, что школьникам для успешного выступления в них требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка.

Учащимся, изучающим биологию в качестве профильной дисциплины, в какой-то мере по сравнению со школьниками общеобразовательных классов легче подготовиться к олимпиаде, ведь их знания по биологии являются более основательными и глубокими. Эти знания приобретаются школьниками профильных классов не только при изучении основной профильной дисциплины, но и через систему элективных курсов экологического, ботанического и других направленностей, углубляющих или расширяющих тот или иной основной курс биологии. Но следует помнить, что результаты олимпиады подводятся отдельно среди учащихся профильных и традиционных классов. Также необходимо заметить, что иногда на олимпиадах более успешными оказываются школьники из общеобразовательных классов. Это, по нашему мнению, является еще одним доводом в пользу особой подготовительной работы к выступлению старшеклассников на олимпиаде.

Особая подготовка к олимпиаде требуется для учащихся, прежде всего потому, что при их организации и проведении предпочтение отдается оригинальным идеям решения тех или иных проблем с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т. д. К тому же участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и такие здания, которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета (вопросы истории науки, сложные вопросы биохимии, физиологии человека и животных и др.).

Подготовка школьников к олимпиадам должна осуществляться в школе под руководством учителей. Этот нелегкий труд педагога должен быть должным образом оплачен. Подготовка к олимпиадам и успешное выступление обучающихся являются одними из показателей качества работы учителя).

Задания для внутришкольных олимпиад разрабатываются и утверждаются методическими объединениями учителей-предметников за 2–3 недели до проведения внутришкольной олимпиады. Задания для олимпиад составляются с учетом многолетней практики участия школьников в городских и областных предметных олимпиадах, и требований, предъявляемых к их участникам. Эти требования изложены в учебных пособиях и статьях, приведенных нами в списке рекомендованной литературы.

Вариант олимпиадных заданий для любого класса, по любому предмету включает вопросы из разных курсов данной дисциплины, а не только из тех, которые изучаются в школе в данном классе. Особенно необходимо соблюдать это требование при составлении заданий для девятиклассников, так как оно направлено против узкой ранней специализации школьников. Победителем школьной олимпиады может стать только тот учащийся, который хорошо ориентируется в разных областях биологической науки. Так, на одной из школьных олимпиадах вариант заданий для 9-го класса включал вопросы по анатомии и физиологии человека, зоологии, ботанике и охране природы.

Задания школьной олимпиады содержат, как правило, вопросы и упражнения различных типов и степени сложности. В них должно быть несколько более простых, «утешительных» вопросов для менее подготовленных, или впервые участвующих в олимпиаде школьников. Наличие в олимпиадных заданиях более легких вопросов считаем обязательным, так как, поставив перед новичками очень сложную задачу, мы рискуем навсегда вселить в них неверие в свои силы со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Сложные вопросы олимпиады должны играть главную роль в отборе победителей школьного тура олимпиады. Их решение требует от участников олимпиады большого напряжения сил, и с ними могут справиться лишь те учащиеся, которые находятся на достаточно высокой ступени интеллектуального развития и овладения системой биологических знаний.

Основное методическое требование к каждому отдельному вопросу школьного тура вытекает из общего характера большинства заданий городского и областного туров олимпиады. Оно состоит в том, что ответ на олимпиадный вопрос должен показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет фактами науки, навыками абстрактного мышления, умеет ли он думать. Это требование особенно важно соблюдать при проведении олимпиад, в которых участвуют учащиеся профильных классов, так как часто учителя, работающие в таких классах, первостепенное внимание уделяют «знаниевому» компоненту воспитательно-образовательного процесса, часто выпуская из вида необходимость развития самостоятельных познавательных и творческих сил школьников.

Таким образом, главное в вопросах школьной олимпиады – это творческий характер заданий, требующих проявить школьникам навыки познавательной самостоятельности. Приведем основные типы заданий, используемые нами при составлении текстов школьных олимпиад:

1) Задачи, требующие мобилизации имеющейся в памяти информации;

2) Вопросы с рисунками и схемами;

3) Задачи типа «найди ошибку»;

4) Вопросы на наблюдательность;

5) Вопросы на перечисление;

6)  Вопросы о функциях;

7) Задания на связь строения с образом жизни;

8) Упражнения о способах решения задачи;

9) Задания на сопоставление;

10) Вопросы на глобальные связи;

11) Задания, требующие выдвижения гипотез;

12) Задания-тесты (именно они в последние годы получают все большее распространение среди олимпиадных заданий, они позволяют в максимальной степени формализовать ответ учащегося, что существенно облегчает проверку и сравнение результатов и делает их более объективными) и др.

На основе отчетов о проведении внутришкольных олимпиад, предоставленных председателями методических объединений учителей-предметников, администрация школы обобщает и анализирует итоги этих соревнований школьников, утверждает составы команд на городские олимпиады; оформляет заявки на участие в них.

Победителей внутришкольных олимпиад учителя готовят к городской олимпиаде. Подготовка к городскому туру олимпиады требует разработки индивидуальной программы для каждого ее участника, которая учитывает степень его владения фактическим материалом различных разделов того или иного школьного курса, уровень сформированности познавательной самостоятельности, творческий потенциал, особенности мышления и другие факторы. После разработки программы начинается ее последовательная реализация. Работа ведется по всем разделам школьного курса биологии, при этом рассматриваются задания разной степени сложности, структуры и характера.

Безусловно, работа по подготовке школьника к олимпиаде, не сводится лишь к рассмотрению заданий, предлагаемых учителем. Она предполагает большую самостоятельную работу ученика с дополнительной литературой, в том числе и по поиску ответов на вопросы и задания, предлагаемые учителем. Во всей этой работе кроется огромный потенциал для развития познавательных сил школьника-участника олимпиады.

Победители городских предметных олимпиад готовятся для участия в областных олимпиадах. Порядок подготовки школьников к областным олимпиадам остается примерно таким же, как при подготовке к городским олимпиадам, но задания и вопросы, рассматриваемые при этом, являются более сложными. В подготовке учащихся к областным олимпиадам широко используются задания олимпиад прошлых лет.

Программы подготовки старшеклассников к областным олимпиадам обязательным компонентом включают в себя практическую часть: распознавание микропрепаратов, приготовление тонких срезов из живого и фиксированного материалов с помощью лезвия, зарисовка наблюдаемого микроскопического объекта, определение растений и животных, морфологический анализ и описание биологического объекта, точное описание наблюдаемых явлений, сравнение изучаемых объектов и т. д.

Таким образом, для успешной подготовки школьников к олимпиадам по предметам естественнонаучного цикла требуется наличие соответствующего лабораторного оборудования, его наличие во многом в современных экономических условиях зависит от деятельности администрации школы.

Безусловно, учащиеся старших классов уже имеют определенные навыки работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами. Учителю требуется на этом этапе подготовки расширить круг изучаемых биологических объектов, вести работу по выработке у школьника-участника олимпиады точности и скрупулезности в проводимых исследованиях и фиксировании их результатов и, можно сказать, культуры в работе с лабораторным оборудованием.

Итак, подготовка школьников к олимпиадам заключается, на наш взгляд, не столько в «наполнении и накачивании» их дополнительными знаниями (они и так знают достаточно много), сколько предполагает широкое использование заданий творческого характера, предполагающих оригинальное решение различных биологических проблем.

Олимпиады, как показывает наш педагогический опыт, обладают огромным потенциалом для выявления наиболее талантливых, увлеченных наукой школьников, построения для них индивидуальных образовательных программ (траекторий), существенно расширяют возможности социализации учащихся, то есть способствуют достижению основных целей обучения в школе.

Успешное выступление школьников в олимпиадах определяется не только работой учителя-предметника, но и деятельностью администрации школы, создающей в конечном итоге условия для качественной подготовки учителем обучающихся к предметной олимпиаде.

Рекомендации педагога-психолога для учителей, готовящих детей к олимпиаде

<article>

Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.

Помогайте подростку поверить в себя и свои способности. Помогайте избежать ошибок.

Поддерживайте ребёнка при неудачах.

Подробно расскажите детям, как будет проходить олимпиада, чтобы каждый из них последовательно     представлял всю процедуру олимпиады. Приложите усилия, чтобы родители не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к олимпиаде, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.

Учитывайте во время подготовки и проведения олимпиады индивидуальные психофизиологические особенности детей. Психофизиологические особенности - это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

<header original-background-color="rgba(0, 0, 0, 0)" original-background-image="none" original-border-color="rgb(85, 85, 85)" original-box-shadow="none" original-color="rgb(85, 85, 85)" original-font-family=""Times New Roman", Times, serif" original-font-size="16px" original-letter-spacing="0" original-line-height="23px" original-text-shadow="none">

Рекомендации педагога-психолога для родителей участников олимпиад

</header>

Уважаемые родители!

Психологическая поддержка — это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в принятии участия в олимпиадах. Как же поддержать участника?

Поддерживать ребенка — значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь — научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  • Забыть о прошлых неудачах ребенка;
  • Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  • Опираться на сильные стороны ребенка;
  • Избегать подчеркивания промахов ребенка;
  • Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
  • Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать  любовь и уважение к ребенку;
  • Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;
  • Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получил.

И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Удачи Вашим детям!