Яндекс.Метрика

Обязанности и ответственность

О КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

развернуть

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

составляет основу правовой системы страны

 

 

 

Современная Конституция была разработана в 1994 и скорректирована в 1996 и 2004 годах.

Конституция обладает высшей юридической силой и занимает более высокое место в иерархии нормативных правовых актов, а это значит, что другие правовые акты не должны ей противоречить.

 

На основе Конституции Республики Беларусь сегодня действует вся система государственного устройства:

  • Президент издает декреты, указы;
  • Парламент принимает законы;
  • Правительство – постановления;
  • Местные Советы депутатов – решения и так далее.
 

 

свернуть

ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

развернуть

ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административного правонарушения. Административная ответственность наступает с 16 лет.

Преступле́ние (уголовное преступление) — это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.

 Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за тяжкие и особо тяжкие преступления с 14 лет.

Особенности уголовного процесса

в отношении несовершеннолетних

Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних имеет ряд особенностей, по сравнению с общими правилами осуществления уголовного процесса:

  1. За каждым несовершеннолетним, подозреваемым, обвиняемым в совершении преступления или потерпевшем в результате него, признается законный представитель, представляющий при производстве по уголовному делу интересынесовершеннолетнего.
  2. В производстве по материалам и уголовному делу, где подозреваемый или обвиняемый является несовершеннолетним, обязательно участие защитника, лица, которое осуществляет защиту прав и законных интересовподозреваемого или обвиняемого. Он допускается к участию в уголовном деле с момента вынесения в отношении лица постановления о возбуждении уголовного дела, а также с момента фактического задержания, применения меры  пресечения, признания лица подозреваемым или предъявления обвинения.
  3. В производстве по материалам и уголовному делу, где подозреваемый или обвиняемый является несовершеннолетним, в качестве специалиста, в целях установления психологического контактаатмосферы довериясоблюдения прав и законных интересовнесовершеннолетних Участников уголовного процесса, привлекается педагог или психолог.
  4. Уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних подлежат рассмотрению специальнымисудами по делам несовершеннолетних либо судьями, имеющими специальную подготовку.
  5. При решении вопроса о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого в каждом случае должна обсуждаться возможность применения такой меры, как отдача несовершеннолетнего под присмотр родителям или лицам, их заменяющим.
  6. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого неможет продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности – не более четырех часов в день.
свернуть

Ответственность за нарушение порядка проведения массовых мероприятий

развернуть

Порядок организации и проведения массовых мероприятий в Республике Беларусь определен Законом Республики Беларусь от 30.12.1997 № 144-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (далее – Закон).

В соответствии со ст.2 Закона массовое мероприятие – собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие.

Согласно ст.6 Закона проведение массового мероприятия возможно только при наличии решения руководителя местного исполнительного и распорядительного органа либо его заместителя о разрешении проведения массового мероприятия, принятого по результатам рассмотрения заявления, поданного организатором (организаторами) массового мероприятия.

Порядок организации, проведения и прекращения массовых мероприятий определен статьями 4-14 Закона.

Так, массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных для этой цели местах, за исключением:

- мест, использование которых для этих целей запрещено решениями соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов;

- объектов метрополитена, железнодорожного, водного и воздушного транспорта;

- на расстоянии менее 200 метров от зданий официальной резиденции Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, подземных пешеходных переходов, станций метрополитена;

- на расстоянии менее 50 метров от зданий республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры, территорий организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (общественный транспорт, предприятия водо-, тепло- и энергообеспечения, учреждения дошкольного образования, учреждения общего среднего образования);

- на расстоянии менее 100 метров от зданий организаций здравоохранения;

- на расстоянии менее 200 метров от зданий, сооружений, в которых находятся организации, на которые возложены функции редакций телевизионных и радиовещательных средств массовой информации, а также радиотелевизионных передающих станций и радиопередающих станций.

Согласно ст.15 Закона лица, нарушившие установленный порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Меры ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий принимаются как к организаторам, так и к участникам массового мероприятия.

Граждане могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности.

Административная ответственность за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий предусмотрена ст.24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП). Так, нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин. Совершение данных деяний повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин. Деяния, совершенные за вознаграждение, влекут наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин.

Совершение данных деяний организатором таких мероприятий, влекут наложение штрафа в размере до ста пятидесяти базовых величин. При повторном совершении деяний в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения влекут наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин. Деяния, совершенные за вознаграждение, влекут наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин.

Уголовная ответственность за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий предусмотрена ст.369-3 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) и наказание предусматривает ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на тот же срок.

Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них влекут уголовную ответственность по ст.342 УК. Санкция указанной статьи предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до четырех лет.

В соответствии со ст.342-2 УК за неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий, если лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 24.23 КоАП, и в течение года после наложения второго административного взыскания за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

За воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них влекут уголовную ответственность по ст.196 УК и наказание предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет.

Уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о массовых мероприятиях наступает с 16 лет.

Запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда войны, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в депутаты, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Кроме административной и уголовной ответственности установлено, что вред, причиненный организаторами и участниками массового мероприятия государству, гражданам и организациям во время проведения массового мероприятия, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством.

 

свернуть

О ФЛИКЕРАХ

развернуть

 О ФЛИКЕРАХ

Пункт 17.1 Правил дорожного движения гласит: "При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)".

За отсутствие таких элементов предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 18.23 КоАП Республики Беларусь в виде предупреждения, или штрафа до 15, 5 тысячи рублей (на сегодняшний день), за совершение такого нарушения в состоянии алкогольного опьянения - в виде штрафа от 31 до 93 тысяч рублей, за совершение нарушения, повлекшего создание аварийной обстановки  - в виде штрафа от 18,6 до 93 тысяч рублей. Санкции данной статьи применяются ко всем нарушениям Правил дорожного движения, совершенным пешеходами.

свернуть